Можно ли ответственным за организацию охраны труда в организации назначить начальника цеха?

При проверке организации было установлено, что ответственным за организацию охраны труда в организации назначен начальник цеха. Проверяющие настаивали, что таким ответственным должен быть заместитель директора.

Правы ли они и где это прописано?

 В пункте 20 статьи 226 ТК Республики Беларусь «Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда» указывается, что наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе назначить должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях.

 Что такое организация охраны труда и как ее надо организовывать, подробно нормативными правовыми актами не разъясняется.

 Однако давайте подумаем, что должен сделать руководитель организации для функционирования результативной охраны труда.

В первую очередь, разработать и внедрить СУОТ.

И эта система не должна быть подборкой декларативных требований и призывов по охране труда, она должна конкретно отражать специфику деятельности организации и подробно описывать императивные процедуры по охране труда, с привязкой к структуре, штату, производственным процессам данной организации и в том числе определять должностные обязанности руководителей и специалистов.

В статье 1 «Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе» ТК Республики Беларусь уполномоченное должностное лицо нанимателя определено как руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения).

В этой же статье разъясняется, кто является уполномоченным должностным лицом нанимателя в разрезе структурного подразделения. Это руководитель структурного подразделения (к которым без сомнения относится и начальник цеха) (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

Обязанности ответственного за организацию охраны труда в организации - это прерогатива либо руководителя организации, либо его заместителя и никак не ниже.

Какие полномочия по охране труда можно выделить в должностных обязанностях директора (генерального директора, заведующего, начальника, управляющего)?

Согласно Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности» (выпуск 1), утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159, директор принимает меры по созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам – заместителям директора, руководителям производственных единиц и филиалов организации, а также функциональных и производственных подразделений.

Предположим, руководитель организации внедрил СУОТ и уполномочил своего заместителя на организацию охраны труда в организации. Что дальше? Кто должен быть правой рукой ответственного за организацию охраны труда в организации?

Статьей 227 ТК Республики Беларусь «Служба охраны труда (специалист по охране труда)», предусмотрено, что для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

Организация работы по охране труда и осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда – это вторая ступень в управлении охраной труда в организации. Здесь главный в реализации этой работы и осуществления контроля специалист по охране труда.

Тем не менее, отсутствие в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) не освобождает ее руководителя от обязанности обеспечивать организацию работы и осуществлять контроль по охране труда: управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, в структурных подразделениях организации - руководители структурных подразделений.  (п. 17 Правил по охране труда - Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 01.07.2021 № 53).

В организациях производственной сферы деятельности численностью работников до 100 человек обязанности по организации охраны труда в организации и организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда может выполнять сам руководитель организации или опять же его заместитель, уполномоченный на это в соответствии с системой управления охраной труда.

Если же в организации создается служба охраны труда (специалист по охране труда), то эта служба подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю (статья 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»), а не руководителю структурного подразделения.

Также согласно статье 25 «Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний по вопросам охраны труда» Закона Республики Беларусь «Об охране труда», проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда…

Совершенно несерьезно, при наличии в организации заместителей руководителя, главного инженера возлагать обязанности по организации охраны труда по всей организации на руководителя структурного подразделения имеющего влияние в организации только на своих подчиненных работников.

Отсюда вывод: как бы заместитель руководителя организации не хотел сложить с себя ответственность за организацию охраны труда в организации, эти обязанности ему исполнять придется, если на то будет воля руководителя организации.

А если воля не проявится – руководитель организации будет отвечать за организацию охраны труда лично и переложить свою ответственность за организацию охраны труда во всей своей организации на руководителя структурного подразделения вряд ли получится!

Разработка всей необходимой документации по охране труда
для Вашей организации

+375 (29) 35-70-911
+375 (33) 35-70-911

Image
logo

+375 (29) 35-70-911
+375 (33) 35-70-911

Звоните, и мы обсудим
подробности будущего
сотрудничества!

Услуги по охране труда

Следуй за нами в соцсетях:

Income Tax Planning

    View Service
    Яндекс.Метрика