banner

Не так давно, проходя технический осмотр своего автомобиля, на одной из диагностических станций, я обратил внимание на глубину осмотровой канавы, из которой инженеры по техническому осмотру транспортных средств оценивали техническое состояние моего «железного коня».

Осмотровая канава была глубиной около метра и работающим в ней приходилось сгибаться «в три погибели», перемещаясь под транспортными средствами.
Кроме этого, канава дополнительно не была оборудована скобами или металлической лестницей, закрепленными в ее стенах, для запасного выхода. На полу канавы не были установлены прочные деревянные решетки.

 

Расположенная рядом другая осмотровая канава, которая явно не эксплуатировалась долгое время (судя по находящимся на дне канавы деталями, различным посторонним предметам и разобранному технологическому оборудованию) не была перекрыта прочными щитами.

 

На свою беду я обратил внимание начальника диагностической станции на эти факты, утверждая, что условия труда его подчиненных работников не соответствуют соответствующим нормативным требованиям по охране труда. В ответ он предложил мне показать, где это написано, на что я легкомысленно согласился, будучи совершенно уверенным в своей прозорливости.

 

Однако, на следующий день, пытаясь найти среди всего многообразия требований по охране труда нужные пункты в правовых актах содержащих требования по охране труда при эксплуатации осмотровых канав, был неприятно поражен сложностью этого процесса.
Что касается глубины осмотровой канавы.
Одним из документов, содержащий сведения об этом оказались Санитарные правила и нормы СанПиН РБ 9-95 РБ 98 «Санитарные правила и нормы по устройству и содержанию производственных баз на объектах сельского хозяйства», а которых в пункте 5.5 прописано, что в гаражах должны быть оборудованы осмотровые канавы. При параллельном расположении они должны быть соединены открытой траншеей или тоннелем шириной не менее 1 м и высотой не менее 1,8 м.

 

В другом документе ТКП 45-3.02-241-2011 (02250) «Станции технического обслуживания транспортных средств строительные нормы проектирования» (далее – ТКП 45-3.02-241-2011), в пункте 5.3.17, записано, что проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы — открытыми траншеями.  Высота тоннеля в свету должна быть не менее 2 м, ширина тоннеля — не менее 1 м.
Однако, какая большая разница выявилась между селом и городом по высоте тоннеля, целых 20 см.
Но, я же хотел знать именно глубину канавы, а не высоту туннеля и продолжил поиски.


В СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденном постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 14 (далее – СТБ 960-2011), определено в пункте 6.9, что размеры осмотровых канав должны быть определены в зависимости от типа ТС, применяемого технологического оборудования и должны соответствовать [4].

 

Ссылка на [4] – оказалась ссылкой на Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, в которых естественно ничего про глубину осмотровых канав прописано не было. Иначе что бы я искал в других источниках.

 

Зато в ТКП 45-3.02-241-2011, в пункте 5.3.16 указано:

осмотровые канавы следует проектировать с учетом следующих требований:
длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины ТС;
ширина осмотровой канавы должна устанавливаться исходя из размеров колеи ТС с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
глубину осмотровой канавы, обеспечивающей свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу ТС, следует принимать, м:

  • 1,3–1,5 — для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса;
  • 1,1–1,2 — для грузовых автомобилей и автобусов;
  • 0,5–1,2 — для внедорожных автомобилей-самосвалов.

 

На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15 м для ТС классификаций М1, М2, N1 и высотой 0,20 м — для других ТС.
Простой вопрос начальника диагностической станции: «Покажи, где это написано» ставит передо мной совсем не простую задачу, возможно не имеющую решения в отношении всех замеченных на диагностической станции несоответствиях (нарушениях).

 

Некоторые требования к осмотровым канавам мягко скажем в некоторых частях трудновыполнимы, как например требования Правил безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями, утверждены Министерством топлива и энергетики Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г., в пункте 2.20.3 которых записано, что тиски на верстаках укрепляются так, чтобы их губки находились на уровне локтя работающего!
Сколько, не приходилось видеть рабочих мест с верстаками оборудованными тисками при моем росте 1,8 м, ни на одном губки тисков не доходили до моего локтя.
Поэтому для меня остается одно из двух, либо приседать при выполнении работы либо поднимать верстак до необходимой для меня высоты нахождения «губок». А если за этим верстаком с тисками будут работать несколько работников разного роста?..

 

Вернемся, тем не менее, обратно к нашей осмотровой канаве. По сути, выполнение работ рядом с не перекрытой канавой можно (и, наверное, нужно) квалифицировать как работу на высоте.
Судите сами, согласно требованиям Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52, работы на высоте это работы, при которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более.

 

Глубина осмотровой канавы, как мы выяснили, как правило, более 1,3 м, и при нахождении работающего на ее краю (на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов) получается в чистом виде работа на высоте! Или у нас есть некие исключения из правил по этому виду работ?  А если нет, то необходимо применять и соответствующие меры, то есть устанавливать единый порядок организации и проведения работ на высоте.

 

Давайте попробуем определить причины падения работников с высоты (читай: в осмотровую канаву):
1. Технические – отсутствие ограждений, предохранительных поясов, недостаточная прочность и устойчивость настилов (щитов), лестниц;
2. Технологические – недостатки в проектах производства работ, неправильная технология ведения работ;
3. Психологические – потеря самообладания, нарушение координации движений, неосторожные действия, небрежное выполнение своей работы.

 

Все эти причины возможного получения работающими производственных травм из-за падения с высоты, являются неотъемлемой частью профессиональных рисков слесарей по ремонту автомобилей, инженеров по техническому осмотру транспортных средств и других работающих в автотранспортных организациях, станциях технического обслуживания автомобилей, в организациях в которых эксплуатируются осмотровые канавы.

 

И хотя в СТБ 960-2011 в пункте 6.11, допускается перекрывать осмотровые канавы, траншеи или их части прочными щитами, переходными мостиками в случаях, если они не эксплуатируются более одной рабочей смены, я бы рекомендовал не рисковать и держать закрытыми прочными щитами осмотровые канавы постоянно, а снимать щиты только во время ремонта транспортного средства. Тем более, что в большинстве организаций, имеющих осмотровые канавы, их использование происходит не постоянно, а по мере необходимости. 

 

В случаях, когда отдельные требования по охране труда полностью отсутствуют или не конкретизированы в законодательных актах, работодателю не стоит расслабляться и убеждать себя в том, что если не написано, то и выполнять не обязательно?
Не так все просто как кажется.
Если нет требований по охране труда в соответствующих нормативных актах, вступает в действие требование статьи 4 «Требования по охране труда» Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и статьи 55 «Обязанности нанимателей при организации труда работников» ТК Республики Беларусь, требующие от работодателей (нанимателей) при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.
Работодателям придется «принимать необходимые меры», а в частности закрывать осмотровые канавы щитами или другими способами создавать безопасные условия труда для своих работающих самим, без подсказки нормотворцев и ссылки на нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты.
Поэтому обязать подчиненных работников держать закрытыми прочными щитами осмотровые канавы постоянно, а снимать щиты только во время ремонта транспортного средства можно, приняв в организации соответствующих локальный нормативный правовой акт.

 

Обратимся к обновленной редакции Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, вступивших в силу с 13 марта 2015 г. (далее – Правила) и проведем анализ, что же изменилось в названных Правилах в отношении осмотровых канав и где еще можно найти требования, применимые к канавам, в замещение исключенных.

 

Примерная сравнительная таблица

отмененных и действующих требований по охране труда к осмотровым канавам в соответствующих нормативных документах:

 

Отмененная редакция Правил

Новая редакция Правил

СТБ 960-2011

ТКП 45-3.02-241-2011

125. При параллельном расположении тупиковых осмотровых канав они соединяются тоннелями или траншеями. Вход в канаву прямоточного типа и выход из нее осуществляется через тоннель. Разрешается применение передвижной лестницы с площадкой, являющейся одновременно и переходным мостиком.

Исключен

 

 

127. Траншеи и тоннели должны иметь выход в помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м с высотой ступенек 0,16 - 0,22 м. Количество выходов из осмотровых канав должно соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов, при этом расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.

Исключен

 

5.3.17 Для входа в осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве:
— для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями, — не менее одной лестницы на три осмотровые канавы;
— для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями, — не менее одной лестницы на четыре осмотровые канавы;
— для проездных осмотровых канав поточных линий — не менее двух лестниц на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м);
— для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями, — по одной лестнице на каждую осмотровую канаву.
Входы в осмотровые канавы не следует размещать под автомобилями и на путях движения и маневрирования ТС (за исключением постов для специальной обработки ТС); входы должны иметь ограждение перилами на высоте 0,9 м.

128. Выход из одиночной тупиковой канавы в помещение по ступенчатой лестнице должен быть со стороны, противоположной заезду транспортных средств.

Исключен

 

 

130. При наличии одного выхода канаву дополнительно оборудуют скобами или металлической лестницей, закрепленными в ее стенах, для запасного выхода.
Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы, должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.

Исключен

 

 

131. Ширина осмотровой канавы должна составлять не менее 0,9 м; максимальная ширина определяется с учетом возможности заезда на нее транспортного средства с минимальной колеей;
осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

Исключен

6.14 Помещения для ТО, ремонта и хранения ТС должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Кратность воздухообмена должна обеспечивать содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в пределах ПДК.

5.3.18 Для обеспечения подъема ТС на осмотровых канавах следует предусматривать передвижные или стационарные канавные подъемники.
Осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

132. Длина тупиковой канавы зависит от размера ремонтируемого, осматриваемого транспортного средства, которое должно полностью устанавливаться на канаву, не закрывая входную лестницу и запасной выход.

Исключен

6.10 Длина тупиковой канавы зависит от размера ремонтируемого ТС, которое должно полностью устанавливаться на канаву, не закрывая входную лестницу и запасной выход.

 

133. Стены канав, траншей и тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов.
Полы осмотровых канав обустраиваются с уклоном в сторону дренажного приямка.

Исключен

 

5.3.27 Стены канав, приямков, траншей или тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов.

134. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами или специальным технологическим оборудованием (в местах его установки), должны иметь устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канаву или с эстакады во время их передвижения. Тупиковые осмотровые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес транспортных средств.

Исключен

6.10 Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь направляющие реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение ТС в канаву или с эстакады во время его передвижения. Тупиковые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес ТС, высота которых и их расположение согласно [13].
Справочно:
[13] отменен с принятием ТКП 01.07.2011

5.3.18 На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес ТС.
Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для включения переносных ламп напряжением 12 В.

135. Помещения и осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки, не препятствующие использованию технологического оборудования.

155. Пол осмотровой канавы, в которой производится работа с помощью передвижного грузоподъемного механизма, освобождается от посторонних предметов, деталей и поддерживается в чистоте.

6.13 Помещения и осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки, не препятствующие использованию технологического оборудования.

 

136. В местах перехода осмотровые канавы и траншеи должны иметь съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.
Количество переходных мостиков должно быть равным количеству мест устанавливаемых на канаве автомобилей минус один. Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны перекрываться прочными щитами, переходными мостиками.

Исключен

6.11 Для работы спереди и сзади ТС и для перехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками шириной не менее 0,8 м, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее – специальными лестницами. Количество переходных мостиков должно быть равным количеству мест, устанавливаемых на осмотровой канаве ТС, минус один. Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны перекрываться прочными щитами, переходными мостиками.

 

247. Освещение осмотровой канавы люминесцентными лампами или лампами накаливания, питаемыми напряжением 127 - 220 В, допускается при соблюдении следующих условий:
вся проводка должна быть внутренней, имеющей надежную электрическую изоляцию и гидроизоляцию;
осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электрическую изоляцию и гидроизоляцию;
светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой;
металлический корпус светильника должен заземляться (зануляться).

Исключен

 

8.5 Освещение осмотровых канав следует предусматривать светильниками с люминесцентными лампами со степенью защиты не ниже IР5Х по СТБ IEC 60598-1 и по ГОСТ 14254. Светильники, установленные в ниши осмотровых канав, должны быть защищены от механических повреждений.

989. При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

96. При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работающие должны обеспечиваться лежаками. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

6.12 При необходимости выполнения работ под ТС, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками. Не допускается работать, лежа на полу или земле без лежака. При проведении этих работ в зимнее время в неотапливаемых помещениях либо на открытом воздухе необходимо применять утепленные маты.

 

1242. При ТО и ремонте электротранспорта не допускается:
перепрыгивать через осмотровую канаву или переходить через нее, используя случайные предметы (переход через канаву должен производиться по прочному переходному мостику, надежно закрепленному за реборды канавы);
входить в осмотровую канаву, выходить из нее во время движения по ней трамвайного вагона или троллейбуса;
производить работы на передней и задней частях электротранспорта, стоящего на канаве, без перекрытия канавы переходным мостиком;
садиться на край канавы вблизи стоящего на ней электротранспорта;
класть на край канавы или головку рельсов инструмент или материалы при работе в канаве;
снимать защитную каску при работе в канаве.

102. При выполнении работ по ТО и Р транспортных средств работающим не допускается:
находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств;
перепрыгивать через открытую осмотровую канаву или переходить через нее при отсутствии переходного мостика;
проводить работы по ТО и Р транспортного средства, стоящего на осмотровой канаве, при отсутствии переходных мостиков;
садиться на край осмотровой канавы вблизи стоящего транспортного средства;
при работе в осмотровой канаве класть на край осмотровой канавы или головку рельсов инструмент или материалы;
снимать защитную каску при работе в осмотровой канаве.

 

 

1375. Передвижение (перемещение) трамвайных вагонов и троллейбусов на осмотровых канавах или в ремонтных мастерских должно производиться под руководством руководителя работ, который обязан лично убедиться в отсутствии ремонтных рабочих в осмотровых канавах, на крыше транспортных средств, лестнице, перронных подножках и других выступающих частях кузова.

22. Передвижение (перемещение) трамваев (троллейбусов) на осмотровых канавах или в ремонтных мастерских проводится под руководством руководителя работ, который обязан лично убедиться в отсутствии работающих в осмотровых канавах, на крыше трамваев (троллейбусов), лестнице, подножках и других выступающих частях транспортных средств.

 

 

1376. Передвижение и постановка на осмотровую канаву неисправного трамвайного вагона (троллейбуса) разрешаются его буксировкой на жесткой сцепке исправным трамвайным вагоном или машиной технической помощи.

23. Передвижение и постановка на осмотровую канаву неисправного трамвая (троллейбуса) разрешается его буксировкой другим транспортным средством на жесткой сцепке.

5.2.5 Передвижение и постановка на осмотровую канаву неисправного ТС разрешаются его буксировкой на жесткой сцепке машиной технической помощи в соответствии с руководством по эксплуатации буксируемого ТС и с инструкцией по производству маневровых работ организации.

 

1389. После постановки на осмотровую канаву или в ремонтную зону (мастерскую) водитель обязан затормозить трамвайный вагон (троллейбус), выключить все электрические цепи, снять токоприемники с контактных проводов, опустить и закрепить штанги токоприемников.

32. После постановки трамвая (троллейбуса) на осмотровую канаву или в ремонтную зону (мастерскую) водитель трамвая (троллейбуса) должен затормозить трамвай (троллейбус), выключить все электрические цепи, снять токоприемники с контактных проводов, опустить и закрепить штанги токоприемников.

 

 

 

Как видно из таблицы, даже в отношении требований по охране труда, которые должны соблюдаться применительно к осмотровым канавам, Правила претерпели значительные изменения. К слову сказать, в Правилах после внесения изменений и «дополнений» из 1432 пунктов и 12 приложений осталось только 212 пунктов и 0 приложений. 

Поэтому не поеду я больше на эту СТО техосмотр проходить, а вдруг встречу там начальника диагностической станции и он спросит: «А вот раньше было записано в Правилах по охране труда, что в осмотровой канаве нельзя…», и снова поиск и опять прощай выходные…

 

Директор ОДО «ПрофиТруд»                                                                                Сергей Жартун

Курс на качество!

kachestvoНаша СУОТ полностью соответствует действующему законодательству, не имеет аналогов и работает уже более чем на 150 предприятиях. 
Мы не ограничиваемся лишь стандартным пакетом документов - каждая внедренная нами система сопровождается полным наведением порядка в области охраны труда в организации.

Мы полностью ручаемся за качество нашей работы и  поэтому, предлагаем после внедрения Вами СУОТ по нашей разработке, добровольно пригласить государственного инспектора Департамента государственной инспекции труда для проверки качества выполненных работ по охране труда.

Будьте уверены - Вы получите желаемый результат!

Остались вопросы? Звоните!

+375 29 658 24 41

Яндекс.Метрика