Посредством каких управленческих функций, и какими методами осуществляется управление охраной труда?
Просмотров: 962
Управление охраной труда, как и любой другой деятельностью, предполагает осуществление последовательности действий для достижения поставленных целей. В теории управления они определяются как функции управления.
Функциями управления охраной труда являются:
- планирование работ по охране труда и прогнозирование состояния охраны труда;
- организация выполнения работ и функционирования системы управления охраной труда;
- координация и оперативное регулирование деятельности по реализации целей и задач управления охраной труда;
- активизация и стимулирование деятельности коллективов и отдельных работников по выполнению ими обязанностей по охране труда;
- контроль за состоянием условий труда и функционированием системы управления охраной труда, учет, анализ и оценка эффективности деятельности по охране труда.
Функции управления реализуются через систему методов управления, которые представляют собой систему правил и приемов, используемых для достижения определенных результатов.
Методы управления основаны на использовании мотивов, определяющих поведение людей.
В управлении охраной труда используются следующие основные группы методов управления:
- организационно-распорядительные или административные (установление ответственности и полномочий руководителей, специалистов и других работников; подбор, расстановка и аттестация кадров; приказы, указания, распоряжения и контроль за их исполнением; применение мер дисциплинарного воздействия к нарушителям требований охраны труда и др.);
- социально-экономические (разработка экономических методов, стимулирующих руководителей и специалистов к улучшению деятельности по охране труда; анализ и учет затрат на охрану труда; планирование мероприятий по охране труда; анализ социально-экономической эффективности мероприятий по охране труда; материальное стимулирование коллективов и отдельных работников и др.);
- социально-психологические (моральное стимулирование; повышение социально-производственной ответственности и активности работников; установление в коллективе благоприятного морально-психологического климата; учет психологических факторов, воздействующих на безопасность труда; организацию профориентации и профотбора; использование различных форм морального поощрения и мер общественного воздействия к нарушителям требований охраны труда и др.);
- идеологические (воспитание у работников дисциплины и ответственности за порученное дело, чувства долга и высокой ответственности за соблюдение правил и норм охраны труда, вовлечение работников в управление охраной труда, развитие самоконтроля и взаимоконтроля и др.).
Руководителям необходимо умело сочетать все методы управления. Выбор того или иного метода управления зависит от конкретных задач и условий, в которых они решаются.