Разработка всей необходимой документации по охране труда
для Вашей организации
+375 (29) 35-70-911
+375 (33) 35-70-911
Методика по идентификации опасностей, оценке рисков и определении мер управления) является составной частью системы управления охраной труда и устанавливает порядок идентификации опасностей, оценки рисков и определения мер управления.
Настоящий стандарт (далее – стандарт) является составной частью системы управления охраной труда открытого акционерного общества «наименование предприятия» (далее – организация) и устанавливает порядок идентификации опасностей, оценки рисков и определения мер управления.
Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования». Положения стандарта обязательны для применения всеми работающими в организации.
В стандарте использованы ссылки на следующие нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты:
постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда»;
СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 24 апреля 2009 г. № 19;
Р СУОТ 01-2014 «Руководство по системе управления охраной труда» (далее – Руководство);
СТП СУОТ 4.4.2-03-2014 «Компетентность, обучение и осведомленность».
3 Термины и определения. Обозначения и сокращения
3.1 В стандарте применены следующие термины и их определения:
Примечание:
Процедуры могут быть документально оформленными или нет.
работающие: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также привлекаемые к выполнению работ (оказанию услуг) юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательством;
рабочее место: место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности;
Примечание:
При рассмотрении рабочего места организация должна принимать во внимание возможность нахождения работающего в командировке, перемещение его на транспорте, а также работы в помещении клиента или заказчика или дома.
Примечания:
1. В контексте настоящего стандарта риск включает профессиональный риск и иной риск, связанный с осуществлением трудовой деятельности.
2. Профессиональный риск - вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работающего в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
3. Иной риск, связанный с осуществлением трудовой деятельности - вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работающего в результате деятельности подрядных организаций, поставщиков, других работающих, заказчиков, клиентов и т.д.
чрезвычайная ситуация: обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.
3.2. В стандарте применены следующие условные обозначения и сокращения:
АС |
аварийная ситуация |
НС |
несчастный случай на производстве |
НПА |
нормативные правовые акты |
ОТ |
охрана труда |
ПВР |
представитель высшего руководства по СУОТ |
ПЗ |
профессиональное заболевание |
РГ |
рабочая группа |
СОТ |
служба охраны труда |
СУОТ |
система управления охраной труда |
СИЗ |
средства индивидуальной защиты |
СП |
структурные подразделения |
СТП |
стандарт организации |
ТНПА |
технические нормативные правовые акты |
ЧС |
чрезвычайные ситуации |
4 Общие положения
4.1 Планирование деятельности по идентификации опасностей, оценке рисков и определению мер управления.
Основной целью планирования мероприятий в области ОТ является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также постоянное улучшение СУОТ.
Процесс планирования включает в себя планирование деятельности в области ОТ организации, осуществляемого в соответствии с Инструкцией о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. № 111, и идентификацию существующих на рабочих местах опасностей, оценку рисков и определение мер управления, установления Целей в области ОТ (далее – Цели) и составление Программы для достижения Целей (далее – Программа) в соответствии со стандартом.
Деятельность по идентификации опасностей, оценке рисков и определению мер управления осуществляется для:
установления возможных изменений, которые могут влиять на безопасность работающих в результате воздействия рисков, и принятие соответствующих действий для устранения или минимизации рисков для работающих и других заинтересованных сторон, которые могут подвергаться опасностям, связанным с деятельностью организации;
Для этого генеральным директором издается соответствующий приказ о проведении работ по идентификации опасностей, оценке рисков, определению мер управления и разработки Программы, которым:
При идентификации опасностей и оценке рисков на рабочих местах учитываются:
Оцениваются как нормальные условия труда, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными авариями и АС.
4.2 Идентификация опасностей в структурном подразделении
Идентификация опасностей проводится в каждом СП организации. Идентификация опасностей в СП проводится РГ.
При подготовке к проведению идентификации опасностей и оценки рисков и определения мер управления ими, РГ исследует условия труда работающих и знакомится с необходимыми документами по ОТ:
изучает:
4.3 Определение перечня рабочих мест
Для проведения идентификации опасностей РГ определяет, согласно штатному расписанию, Перечень рабочих мест (должностей служащих, профессий рабочих), на которых идентифицируются опасности, оцениваются риски, определяются меры управления, согласовывает с ПВР и передает его на утверждение генеральному директору.
Рабочие места выбираются таким образом, чтобы получить максимально достоверное представление о существующих опасностях и рисках.
Из рабочих мест с идентичным характером выполняемых работ и аналогичными условиями труда выбирается одно-два рабочих места.
Выбранные рабочие места должны представлять все типы выполняемых в организации работ, все профессии, должности.
Идентификация опасностей проводится на каждом постоянном или временном рабочем месте, для каждой профессии, а также для подрядчиков, посетителей, арендаторов.
РГ также определяет виды работ, которые выполняются (могут выполняться) подрядчиками и посетителями, составляет соответствующий перечень видов работ, согласовывает с ПВР и представляет его на утверждение генеральному директору.
При проведении идентификации опасностей должна учитываться специфика деятельности для тех работающих, которые:
4.4 Определение границ оцениваемого рабочего места
При определении границ оцениваемого рабочего места РГ устанавливает территорию, входящую в рабочее пространство и остающуюся за его пределами.
Граница определяется таким образом, чтобы рабочее место и прилегающее пространство можно было наблюдать с одной точки или на малой площади. РГ определяет также примыкающие к рабочему месту маршруты движения и возможности для спасения при авариях, АС, ЧС и оказания первой медицинской помощи.
4.5 Проведение наблюдений и собеседований с работниками
При проведении наблюдений и собеседований с работниками РГ отслеживает важнейшие факторы, влияющие на безопасность рабочего места:
При проведении наблюдений и собеседований РГ заносит выявленные опасности на рабочих местах в Карту идентификации опасностей, оценки рисков и определения мер управления (далее – карта рисков).
4.6 Оценка рисков
Для оценки рисков РГ применяет бальный метод.
Оценка рисков рассчитывается по формуле:
R = Р × S,
где R - риск, балл;
Р - вероятность возникновения опасности, балл;
S - серьезность последствий воздействия опасности, балл.
Вероятность воздействия опасности «Р» определяется по таблице 1
Таблица 1– Оценка вероятности возникновения опасности «Р»
Значе-ние Р, |
Вероятность |
Описание |
1 |
Приемлемая |
Вероятность возникновения является незначительной. Практически невозможно предположить, что подобный фактор может возникнуть |
2 |
Умеренная |
Вероятность возникновения остается низкой. Подобного рода условия возникают в отдельных случаях, но шансы для этого невелики |
3 |
Существенная |
Вероятность возникновения находится на среднем уровне. Условия для этого могут реально и неожиданно возникнуть |
4 |
Значительная |
Вероятность возникновения является высокой. Условия для этого возникают достаточно регулярно и/или в течение определенного интервала времени |
5 |
Очень высокая |
Вероятность возникновения является очень высокой. Условия обязательно возникают на протяжении достаточно продолжительного промежутка времени (обычно в условиях нормальной эксплуатации) |
Серьезность последствий воздействия опасности «S» определяется по таблице 2.
Таблица 2 – Оценка серьезности последствий воздействия опасности « S »
Значение S, балл |
Последствия воздействия опасности |
Описание |
|
работник |
материал, ценности, производственная среда |
||
1 |
Приемлемые |
Незначительное воздействие, первая медицинская помощь, микротравмы |
Незначительное воздействие на оборудование или ход работы |
2 |
Умеренные |
Угроза жизни отсутствует, оформление формы Н-1, потеря трудоспособности сроком более I дня |
Для устранения повреждений необходима дополнительная помощь или приостановка работы |
3 |
Существенные |
Присутствует потенциальный риск для здоровья, тяжелая травма |
Необходимы значительные материальные вложения для устранения |
4 |
Значительные |
Групповые несчастные случаи с тяжелыми последствиями; несчастный случай со смертельным исходом |
Существенное воздействие на оборудование и ход работ |
5 |
Катастрофические |
Несколько несчастных случаев со смертельным исходом |
Значимый ущерб для оборудования и окружающей среды |
Исходя из значений «Р» и «S» РГ определяет категорию риска по матрице классификации рисков, приведенной в таблице 3.
Таблица 3 – Матрица классификации рисков
Значение S. Балл |
Риск R, балл |
||||
Р=1 |
Р=2 |
Р=3 |
Р=4 |
Р=5 |
|
5 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
4 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
3 |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
2 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Категории рисков подразделяются на:
Риски, отнесенные к категории «приемлемые», считаются допустимыми и управляемыми в соответствии с осуществляемыми в организации мерами управления (имеются в наличии, применяются, используются необходимые процедуры и средства по обеспечению требований законодательства в области ОТ, промышленной, пожарной и электробезопасности).
Риски, отнесенные к категориям «не приемлемые», считаются недопустимыми и требуют разработки дополнительных мер по управлению этими рисками.
Результаты оценки рисков и применяемые в организации меры по управлению ими, по каждой выявленной опасности РГ переносит в карту рисков.
С идентифицированными опасностями и рисками на конкретном рабочем месте РГ обязана ознакомить работников под роспись в карте рисков.
На основании данных карт рисков, РГ разрабатывает реестр(ы) неприемлемых рисков СП и передает их вместе с картами рисков СОТ.
Руководствуясь полученными от РГ данными, СОТ формирует Реестр неприемлемых рисков организации, согласовывает с ПВР и представляет на утверждение генеральному директору.
СОТ хранит оригиналы документов, разработанных в соответствии с требованиями стандарта, а их копии при необходимости передает в соответствующее СП в порядке, установленном п. 4.4.5 Руководства.
Вновь принятых работников СОТ знакомит с существующими опасностями и рисками на их рабочих местах при проведении вводного инструктажа в соответствии с СТП СУОТ 4.4.2-03-2014 «Компетентность, обучение и осведомленность».
Ежегодно до 20 января, перед проведением рабочего совещания по анализу функционирования СУОТ со стороны высшего руководства, СОТ совместно с РГ подготавливает предложения для генерального директора по корректировке результатов идентификации опасностей, оценки рисков и определенных мер управления, а также Реестра неприемлемых рисков организации.
Управление документацией и записями, содержащими достигнутые результаты по процедуре, осуществляются в соответствии с п. 4.4.5 Руководства.
4.7 Внеплановая идентификация опасностей, оценка рисков и определение мер управления
Руководитель СП в случае изменения условий труда или производственных процессов, обеспечивает проведение внеплановой идентификации опасности, оценки рисков и определение мер управления (при внедрении новых (изменении) технологических процессов, оборудования, коммуникации, использовании нового сырья, материалов и т.п., расширения, сокращения, изменения структуры СП, перераспределения ответственности, после аварий, АС, ЧС, НС и установления факта ПЗ) на конкретных рабочих местах.
В случае введения в штат организации новой должности (профессии) или создания нового рабочего места, изменения, введения в действие новых законодательных и других требований в области ОТ, достижении Целей и реализации Программы, а также по результатам проверок контролирующих органов в области ОТ, при изменении методики оценки рисков, изменении видов работ, которые выполняются (могут выполняться) подрядчиками на территории организации и в местах выполнения работ, проводится внеплановая идентификация опасностей, оценка рисков и определение мер управления.
В этих случаях, руководитель СП пишет служебную записку на имя ПВР о необходимости проведения внеплановой идентификации опасностей, оценки рисков и определения мер управления. ПВР накладывает на служебную записку резолюцию для РГ: «разработать карту рисков по данной должности (профессии) и составить реестр неприемлемых рисков СП в случае их установления».
После получения от РГ новых карт рисков и реестра неприемлемых рисков СП, СОТ актуализирует Перечни рабочих мест (должностей служащих, профессий рабочих), на которых идентифицируются опасности, оцениваются риски, определяются меры управления, Реестр неприемлемых рисков организации, Перечень видов работ, которые выполняются (могут выполняться) подрядчиками и посетителями на территории организации, других местах выполнения работ, Программу, в порядке, установленном п. 4.4.5 Руководства.
Контроль за проведением внеплановой идентификации опасностей, оценки рисков и определения мер управления осуществляет ПВР.
Каждый работающий организации в случае выявления им не идентифицированных опасностей обязан информировать генерального директора, ПВР, РГ, СОТ для проведения последующей работы по оценке риска и определения мер управления.
+375 (29) 35-70-911
+375 (33) 35-70-911