Какая ответственность предусмотрена за нарушение охраны труда?

Согласно статье 465 ТК юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена статьей 198 ТК. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до двенадцати месяцев; увольнение.

За однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников, работник может быть уволен по инициативе нанимателя в соответствии со статьей 42 ТК.

Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности — Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП). В правоотношениях, связанных со сферой труда, безопасности труда и производства такая ответственность установлена статьями: 10.12, 10.13, 10.14 и другими.

В зависимости от характера правонарушений КоАП предусматриваются различные меры ответственности как для физических, так и для юридических лиц. При этом, в частности, установлено, что минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — менее десяти базовых величин.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать тридцати базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индиь идеального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лине — тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Административные взыскания налагается уполномоченными государственными органами и должностными лицами, которым предоставлено такое право. Основанием для наложения взысканий являются протоколы об административных правонарушениях (или, в установленных ПИКоАП случаях, выносятся постановления о наложении административного взыскания), которые составляются уполномоченными должностными лицами, указанными в ПИКоАП, соответствующих нормативных актах.

При этом, согласно части 9 ст. 4.8 КоАП наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

ПИКоАП подробно регламентированы вопросы, связанные со всеми процессуальными действиями при привлечении к административной ответственности, а также установлен порядок исполнения и обжалования решений. Уголовная ответственность установлена, в частности, нижеследующими статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь: 199, 233, 298, 299, 301—308, 317, 318, 320, 325, 326, 334, 336, 338, 428.

В зависимости от тяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы.

Кроме того, согласно ст.400 ТК работник может быть привлечен к материальной ответственности. Это возможно при одновременном наличии следующих условий:

1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;

2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;

3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

4) вины работника в причинении ущерба.

Согласно ст.408 ТК возмещение ущерба работником в размере до трех его среднемесячных заработков производится по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы работника. При этом, согласно ст. 108 ТК, при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в том числе по исполнительным документам, общий размер всех удержаний) не может превышать 50 процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами.

Меры дисциплинарной ответственности, установленные Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" (далее — Декрет № 5) с 28.01.2020 (дата вступления в силу Закона № 219-3 от 18.07.2019, которым внесли изменения в ТК) согласованы с соответствующими статьями ТК.

Здесь же следует отметить, что в п.6 Декрета № 5 содержится перечень оснований для досрочного расторжения трудовых договоров (контрактов), признаваемых дискредитирующими обстоятельствами увольнения (далее - дискредитирующие обстоятельства), а в пп.7-10 Декрета № 5 описываются особенности увольнения работников по дискредитирующим обстоятельствам и последующего их приема на работу. Отдельные основания увольнения из п.6 Декрета № 5 включили в статьи 42 и 47 новой редакции ТК. При этом, в ТК не перенесена норма, что эти основания являются дискредитирующими обстоятельствами увольнения.

Следовательно, если после 28.01.2020 работник будет увольняться по какому-либо основанию, указанному в статьях 42 или 47 новой редакции ТК и, при этом, это же основание будет фигурировать в п.6 Декрета № 5 как дискредитирующие обстоятельство, то при увольнении такого работника должен соблюдаться порядок увольнения, установленный в п.7 Декрета № 5.

Меры дисциплинарной ответственности, установленные Декретом № 5 и иными законодатель- ными актами, могут применяться к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, правомочными органами (руководителями) самостоятельно или по письменному требованию:

  •  государственного органа (организации) — в отношении работников органов и организаций, подчиненных или входящих в состав (систему) этого государственного органа (организации);
  • облисполкома или Минского горисполкома — в отношении работников организаций государственной и частной форм собственности, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
  • иного уполномоченного в соответствии с законодательством на проведение проверок государственного органа (организации).

Разработка всей необходимой документации по охране труда
для Вашей организации

+375 (29) 35-70-911
+375 (33) 35-70-911

Image
logo

+375 (29) 35-70-911
+375 (33) 35-70-911

Звоните, и мы обсудим
подробности будущего
сотрудничества!

Услуги по охране труда

Следуй за нами в соцсетях:

Income Tax Planning

    View Service
    Яндекс.Метрика