Какой орган уполномочен осуществлять надзор за соблюдением законодательства об охране труда? Каковы основные полномочия его представителей?
Просмотров: 1682
Надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, работодателями законодательства об охране труда осуществляет Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее, по тексту п.2.2 Пособия — Департамент).
Директор Департамента по должности является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь.
Формами осуществления Департаментом надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда являются:
- выборочные и внеплановые проверки в соответствии с законодательством;
- мероприятия технического (технологического, поверочного) характера в части расследования несчастных случаев на производстве;
- мониторинг соответствия деятельности субъекта требованиям законодательства о труде и об охране труда, направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
- разъяснительная работа о порядке соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда, применение его положений на практике;
- информирование работодателей (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых Департаментом;
- семинары, круглые столы по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда.
Должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами труда, имеют право:
- свободно входить в капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, на территорию проверяемого работодателя в порядке, установленном законодательством;
- знакомиться с документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде и об охране труда, для проверки их соответствия законодательству, запрашивать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;
- выносить в установленном законодательством порядке предложения о приостановлении (запрете) деятельности работодателя (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования в случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работающих. В случае принятия работодателем решения о нецелесообразности приостановления (запрета) деятельности Департамент имеет право обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления (запрета);
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом проверяемого работодателя или уполномоченного им должностного лица и отсутствия ограничений на их изъятие;
- расследовать в порядке, установленном законодательством, несчастные случаи на производстве, принимать участие в расследовании профессиональных заболеваний;
- проводить в установленном законодательством порядке мониторинг, направлять рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга, а также использовать во взаимодействии с работодателями иные меры профилактического и предупредительного характера;
- осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
Директор Департамента, его заместители, начальники областных и Минского городского управлений Департамента, их заместители, начальники межрайонных отделов, их заместители, являющиеся государственными инспекторами труда, кроме вышеуказанных прав, имеют право:
- рассматривать материалы проверки соблюдения законодательства об охране труда;
- выносить проверяемым работодателям обязательные для исполнения требования об устранении выявленных нарушений нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, содержащих требования по охране труда;
- вносить в порядке, установленном законодательством, проверяемым работодателям предложение о проведении экспертизы капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, производственных процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих, или назначать проведение такой экспертизы;
- требовать от проверяемых работодателей отстранения от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, не прошедших в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;
- запрещать применение средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц.