Каков порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда?

Согласно пункту 5 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее, по тексту п.2.3 Пособия — Указ № 510) общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами. Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, кроме указанных выше, а также физическими лицами запрещается.

В развитие и во исполнение подпункта 25.2 Указа № 510 принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее, по тексту п.2.3 Пособия — Указ № 240).

Виды общественного контроля, право на осуществление которого предоставлено профессиональным союзам, установлены Законом Республики Беларусь 22 апреля 1992 г. № 1605-ХП «О профессиональных союзах». Данным Законом, в частности, установлено, что профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за:

  • соблюдением законодательства об охране труда;
  • выполнением коллективного договора (соглашения);
  • деятельностью организаций здравоохранения в области охраны здоровья;
  • соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде;
  • соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о профсоюзах.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном в Указе № 240, осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется профсоюзами в формах:

  • проведения проверок в случаях, установленных законодательными актами;
  • осуществления мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав работников (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок.

Право на осуществление общественного контроля в форме проверок Указом № 240 предоставляется только правовым и техническим инспекторам труда профсоюзов, которыми могут быть лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами. Обязательным квалификационным требованием к правовым и техническим инспекторам труда профсоюзов является наличие у них соответственно высшего юридического или высшего технического образования. Указом № 240 также определено, что общественный контроль в форме осуществления проверок осуществляется в организациях, их обособленных подразделениях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательством.

В соответствии со статьей 42 Закона «Об охране труда» технические инспекторы труда профсоюзов при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства об охране труда имеют право:

  • осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда нанимателями, а также выполнения нанимателями, их уполномоченными должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);
  • запрашивать и получать от работодателя, государственных органов сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и иную информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, необходимые для проверки;
  • свободно входить в капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения работодателя для проведения проверки при предъявлении удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объекта, допуск на который ограничен в соответствии с законодательством, — иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объект);
  • привлекать для проведения экспертизы условий труда, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, производственных процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих, на договорной основе эксперта в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь;
  • участвовать в проведении экспертизы безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в аттестации рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном законодательством;
  • выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, коллективного договора (соглашения);
  • требовать от работодателя путем выдачи представления устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы их жизни и здоровью — приостановления выполнения работ до устранения нарушений;
  • требовать от работодателя путем выдачи представления отстранения от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в установленном порядке предусмотренные законодательством инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;
  • обращаться в государственные органы, органы прокуратуры для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям, в том числе для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, а также в случае неисполнения ими представлений технических инспекторов труда профсоюзов;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Представления технических инспекторов труда профсоюзов об устранении выявленных нарушений требований актов законодательства являются обязательными для исполнения работодателями.

Технические инспекторы труда профсоюзов, общественные инспекторы по охране труда профсоюзов, другие уполномоченные представители профсоюзов при осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, вправе в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению выявленных нарушений требований по охране труда, коллективного договора (соглашения). Наниматель обязан рассмотреть данную рекомендацию и проинформировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок.

Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль в формах проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально- экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок. Общественный инспектор по охране труда осуществляет контроль самостоятельно или в составе комиссий.

Общественный инспектор по охране труда избирается открытым голосованием на общем собрании профсоюзной группы на срок полномочий профгрупорга или назначается решением профсоюзного органа членской организации ФПБ, ее организационных структур, организационной структуры ФПБ на срок полномочий профсоюзного органа из членов профсоюза, способных по своим деловым качествам осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, и работает под их руководством.

Общественный инспектор по охране труда, назначенный (избранный) в первичной профсоюзной организации, осуществляет контроль по месту работы, а назначенный (избранный) решениями руководящих органов организационных структур ФПБ, членских организаций ФПБ и их организационных структур — в пределах соответствующих территорий (далее — контролируемый субъект).

Количество общественных инспекторов по охране труда в организации, в том числе в ее структурных подразделениях, определяется в зависимости от конкретных условий. Список общественных инспекторов по охране труда передается контролируемому субъекту.

Полномочия общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля подтверждаются удостоверением по форме, приведенной в приложении 1 к Положению об общественном инспекторе по охране труда, утвержденном постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 25.08.2010 № 180.

В соответствии со ст.25 Закона «Об охране труда» наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов.

Наниматель предоставляет представителям профсоюза, действующим в организации, в пользование необходимые для осуществления общественного контроля оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением). При проведении проверок на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, нанимателем выдаются представителям профсоюза специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Также, в соответствии со статьей 24 Закона «Об охране труда» в организации по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда. В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза. Типовое положение о комиссии по охране труда утверждено Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2013 № 114.

Данная комиссия участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении обследования состояния условий труда, осуществлении анализа соблюдения требований по охране труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.

Разработка всей необходимой документации по охране труда
для Вашей организации

+375 (29) 35-70-911
+375 (33) 35-70-911

Image
logo

+375 (29) 35-70-911
+375 (33) 35-70-911

Звоните, и мы обсудим
подробности будущего
сотрудничества!

Услуги по охране труда

Следуй за нами в соцсетях:

Income Tax Planning

    View Service
    Яндекс.Метрика